Москва, м.Южная, Днепропетровский пр-д, 5, этаж 1 (схема)
(925) 585-65-33

Запись по телефонам:
+7 (925) 585-65-33
+7 (495) 778-40-80

Мыть или менять?

Состояние форсунок инжектора сильно влияет на условия работы двигателя

Инжекторная система питания, кроме очевидных преимуществ, имеет один весьма серьезный недостаток, долгое время отпугивавший автолюбителей от впрысковых машин, — высокую сложность и, как следствие, невозможность самостоятельного обслуживания. Работа электронного блока управления для многих до сих пор остается загадкой, а форсунки кто-то вообще считает новым поколением свечей зажигания. Более «продвинутым» известно, что они предназначены для подачи топлива и иногда засоряются, но можно ли с этим бороться и насколько часто необходимо их промывать, знают далеко не все. Попробуем прояснить ситуацию.

Форсунка — основной исполнительный элемент инжекторной системы питания. Во многом именно от ее состояния зависят рабочие характеристики мотора. Первыми признаками, указывающими на возможные проблемы с форсунками, считаются рывки и провалы при увеличении нагрузки двигателя, неустойчивая его работа на малых оборотах, повышенная токсичность выхлопных газов. Однако те же симптомы можно наблюдать и при других неисправностях систем питания и зажигания, поэтому перед тем, как грешить на форсунки, специалисты советуют провести диагностику двигателя. Многие передовые мотортестеры позволяют реализовать такую функцию, как режим отключения цилиндра. Иными словами, исключая из работы каждый из цилиндров и фиксируя изменение содержания СН в выхлопных газах, удается примерно представить общую картину состояния форсунок.

В чем причина?

Форсунки расположены в зоне действия больших температур. Испарение бензина под их воздействием приводит к тому, что на деталях появляются твердые отложения, которые препятствуют нормальному процессу распыления топлива: перекрываются (полностью или частично) распылительные отверстия, нарушается герметичность игольчатого клапана. Проблема не только в том, что в цилиндры не поступает достаточное количество горючего: нарушается сам процесс смесеобразования. В факеле форсунки могут находиться крупные частицы топлива, которые не сгорают полностью, поскольку плохо перемешаны с воздухом. Электронный блок управления в таком случае, получив информацию от кислородного датчика, произведет коррекцию состава смеси, в результате чего скорее всего возрастет расход топлива.

Стоит отметить, что отказ форсунки не всегда вызван засорением. Возможны и другие причины: к примеру, неисправность ее электрической части. Чтобы убедиться в непричастности «электрики», достаточно замерить сопротивление обмотки электромагнита. Для моновпрысковых форсунок оно не должно превышать 4–5 Ом, в случае распределенного впрыска — 12–16 Ом. На автомобилях, долгое время простоявших без движения, порой залипает клапан форсунки. Легкое постукивание по ее корпусу, возможно, позволит запустить двигатель, но вполне вероятно, что подобный отказ произойдет в ближайшем будущем.

Раз уж заговорили о замене форсунок, заметим, что для отечественных автомобилей эта тема не так болезненна. А вот владельцы иномарок могут «попасть» на весьма серьезную сумму. Стоимость одного нового узла иногда доходит до $200. Вот они и уповают на заветную промывку.

Для восстановления работоспособности форсунки есть несколько путей. Первый, самый дешевый и доступный, — использование специальных присадок в топливо. Однако следует предостеречь любителей сэкономить: один флакончик подобной химии может только усугубить ситуацию. Все застарелые отложения со стенок топливопровода, растворенные присадкой, не только быстро забивают топливный фильтр, но чаше всего добираются и до форсунок. Специалисты советуют применять такие средства скорее для профилактики через каждые 2–3 тыс. км.

С автомобиля — в ванну

Каким же образом реанимируют форсунки на сервисных станциях? Об этом мы спросили начальника отдела диагностики АТЦ «Эксперт-авто» Александра Карпуся. Первым делом специалисты определяют их реальное состояние. В принципе некоторые выводы можно сделать по результатам диагностики двигателя, однако более точную информацию позволяет получить тестирование форсунок на стенде. На нем имитируют различные мошностные режимы двигателя и с помощью мензурок замеряют пропускную способность каждой из них.

Для промывки форсунок без демонтажа используют специальную установку. Штатный бензонасос автомобиля отключается, как и магистраль слива топлива в бак. Привычный бензин в топливопроводе заменяет моющий сольвент, подаваемый под давлением из резервуара установки. Двигатель запускают на 15— 20 мин, после чего останавливают для того, чтобы дать время размягчиться особо стойким загрязнениям. На втором этапе мотор «гоняют» на различных мощ-ностных режимах, затем восстанавливают целостность топливной системы и вновь запускают двигатель (уже на бензине) для окончательного удаления всех продуктов загрязнения. В результате очищаются не только сами форсунки, но и топливная рампа, регулятор давления, впускные клапаны, частично камеры сгорания. Однако промывка форсунок на автомобиле сродни мытью непрозрачной бутылки. О качестве работ удается судить лишь косвенно по снижению токсичности выхлопных газов, более стабильной работе двигателя и другим показателям. На машинах, не имеющих лямбда-зонда, после промывки форсунок возникает необходимость корректировки состава смеси вручную.

Очистка в ультразвуковой ванне с демонтажем форсунок на сегодняшний день считается самой эффективной. Только таким спообом можно удалить лаковые отложения на топливном клапа- не. Форсунки устанавливаются на подставке в ванну с моюшей жидкостью, после чего подвергаются воздействию ультразвука. К недостаткам этого способа можно отнести большие временные затраты (более трех часов) и, как следствие, высокую стоимость процедуры (около $80 для четырехцилиндрового мотора).

Леонид ВОРОБЬЁВ, журнал «Автомир», № 50, 2002.

Фото тех.центра



Вопросы и отзывы
Посмотреть все вопросы и отзывы

Ваш вопрос:

Укажите данные для связи c Вами,
если хотите получить ответ.


info@autotexcenter.ru